Международные исследования цен на бензин, проведенные агентством GTZ, показали, что среди 170 нефтеперерабатывающих стран самое дешевое топливо в Туркмении и Венесуэле. Чуть дороже оно в Иране, Ливии и Саудовской Аравии.
Существенная помощь государства позволяет 14 странам мира держать цены на бензин ниже мировой стоимости нефти. И снова лидирующие позиции занимают Туркмения и Венесуэла. Определенная группа стран занимается дотацией цен на бензин, но уже не так значительно. Среди них можно выделить Азербайджан, Тринидад и Тобаго и другие государства. Примечателен тот факт, что основная масса стран предпочитает облагать бензин, продающийся в розницу, налогами. К последним относится и Россия, несмотря на то что она является крупным поставщиком нефти в западные государства.
Специалисты говорят, то на самом деле такое положение вещей вполне закономерно, ведь рост цен на нефтепродукты означает и экономический рост страны. В то же время при низких ценах в странах Ближнего Востока имеются проблемы с сохранением текущего количества субсидий. Более того, пониженные цены в некоторой мере поддерживают стабильную ситуацию в стране. Народ привык к таким ценам, и их повышение приведет к беспорядкам, волнениям, социальным проблемам. Одним из весьма популярных способов заработка в этих странах является скупка бензина на родине и продажа его в соседних государствах, где цены уже выше. Одно время в Иране пытались установить лимит на покупку бензина во избежание подобных ситуаций, но недовольное население начало попросту сжигать бензоколонки и хранилища нефтепродуктов.
Возможно, российские цены на бензин тоже могут быть не такими высокими. По словам экспертов, главная причина дороговизны - это высокие налоги, которыми облагаются нефтяные компании. Если их снизить, то, соответственно, понизятся и цены на продукцию. Есть и еще один момент: 80% рынка нефти и нефтепродуктов находятся под влиянием нефтяных компаний. Разумеется, повышение цен и дохода от продаж в их интересах. Не исключена и возможность договоренности между несколькими компаниями (их на самом деле не так много) о постепенном совместном повышении цен на бензин. Государство пытается контролировать складывающуюся ситуацию, подписывая договоры с владельцами компаний, устанавливая повышенные пошлины на вывоз нефти за границу и так далее. Впрочем, несмотря на все это и вне зависимости от сезона года, цены на нефтепродукты остаются стабильными, не повышаясь, но и не понижаясь.
Несомненно, розничная цена определяется себестоимостью продукта, в которую входит не только стоимость нефти, но и множество показателей, связанных с процессом ее обработки. Возможно, в будущем, когда количество бензина, получаемого из единицы объема нефти, увеличится за счет современных технологий, мы сможем покупать бензин по более низким ценам.